Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических
задач развития страны. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое
ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из
первоочередных задач, стоящих перед обществом.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%,
с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%, систематически болеющие детей 68%, дети,
имеющие хронические заболевания - 29%. За последние годы состояние здоровья детей
значительно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число
недоношенных детей, число врождённых аномалий и патологий. Более 15% детей старшего
дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья, поэтому потребность в формировании у детей
представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании,
воспитании и развитии дошкольников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и
становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом.
Актуальность
Актуальность проблемы заключается в определении организационных и оздоровительных
условий создания здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении. Одним из
приоритетных направлений работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОО.
Разрабатывая программу «Здоровый дошкольник», я стремилась к тому, чтобы
разработанная мною система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные
формы и методы, органически входила в жизнь детского сада. Решала вопросы психологического
благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности. Самое
главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей
среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование
представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения,
гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем
этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями ДОО
содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие
использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для
укрепления и сохранения здоровья детей.
Нормативно-правовая база:
Закон РФ «Об Образовании».
Конвенция ООН «О правах ребёнка».
«Семейный кодекс РФ».
Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями
от 28 июля 2000 г.)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных учреждений»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания».
Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в
деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14
марта 2000 г.
Устав ДОУ.
Участники:
Дети ДОУ;
Педагогический коллектив;
Родители.
Принципы реализации программы:
Принцип научности – использование научно-обоснованных и апробированных программ
технологий и методик.
Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в
поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и
детей.
Принцип систематичности - реализация лечебно-оздоровительных, профилактических
мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
Новизна программы:
Заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни,
через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому
выполнению заученного материала.
Практическая значимость программы: состоит в разработке определенной системы по
формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами
совместно с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОО и в семейном
воспитании. Содержание программы рассчитано на детей 4-7 лет.
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год.
Цель программы: организация благоприятных условий для будущего формирования
здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему
здоровью
Задачи программы:
Воспитание у детей потребности в здоровье.
Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части
существования.
Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни, приемов интеграции
разных видов деятельности.
Планируемые результаты реализации программы.
Ребенок должен иметь представление:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах ухода за зубами;
- о безопасном образе жизни:
использует общение со взрослым и сверстниками в условиях формирования представлений о
правилах безопасного поведения в окружающем мире;
использует общение со взрослым для расширения и конкретизации представлений о
безопасном поведении в природе, в быту, на улице;
при напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет
некоторые правила безопасного для окружающего мира природы поведения;
имеет представление об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые
предметы и др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые животные, водоёмы) и способах
поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы
держать его за руку, идти на зелёный сигнал светофора и т. д.);
старается действовать по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации;
соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на
улице, дорожного движения;
понимает значения сигналов светофора, узнаёт и называет дорожные знаки «Пешеходный
переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пешеходный переход», «Наземный
пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- переходить правильно проезжую часть;
- различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», т.д.),
объясняет их назначение;
- различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра», «Наземный переход»;
- уметь использовать правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не
заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать
мусор);
- соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с
растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).
Для родителей:
- сформированная активная родительская позиция;
- повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья;
- активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
- качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и
оздоровления детей;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Основные направления реализации программы: воспитательно-оздоровительное,
лечебно-профилактическое, коррекционно-педагогическое, здоровьесберегающие технологии
(медико-профилактическая технология, физкультурно-оздоровительная технология, технология
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технология здоровьесбережения
педагогов, технология валеологического просвещения родителей).
Программа реализуется через следующие разделы:
Укрепление материально-технической базы ДОО.
Работа с детьми.
Работа с педагогами
Работа с родителями.
Укрепление материально-технической базы:
В детском саду оснащены:
- музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр,
проектор, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры, необходимое
спортивное оборудование: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, наклонная
доска, ребристые доски, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое;
- групповые комнаты с необходимым оборудованием: массажные коврики для профилактики
плоскостопия, массажёры для стоп, нетрадиционное оборудование. Всё это позволяет включить в
работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
- на территории детского сада оборудована спортивная площадка, нанесена цветовая разметка для
увеличения двигательной активности детей на прогулке;
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и
оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий из 6 предметов» для
развития выносливости, гимнастической стенкой, турниками.
- имеются различные виды картотек: подвижные игры; упражнения для развития основных видов
движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др. - в каждой возрастной группе
имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и
под наблюдением педагогов. Ежегодно проводится частичный ремонт оборудования, обновляется
мебель в соответствии росту и возрасту воспитанников, развивающая среда в группах пополняется
нетрадиционным оборудованием.
Работа с детьми:
- Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником,
музыкальным работником.
- Комплексное сопровождение здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Диагностика
- медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей,
страдающих хроническими заболеваниями;
- воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой,
отслеживают достижения ребёнка по начальной здоровьесберегающей компетентности;
- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
При организации оздоровительной, лечебно – профилактической и коррекционной работы,
учитывается физиологическое и психологическое состояние детей, некоторые дети занимаются
индивидуально, по щадящему режиму
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
воспитанников.
Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников (общего показателя
здоровья, показателей заболеваемости), эффективности оздоровления часто болеющих
воспитанников;
Включение в ежегодный отчет, доступный широкой общественности, обобщенных данных
о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников; проведение наблюдения, анкетирования на предмет удовлетворенности воспитанников, родителей
(законных представителей)
Формы и методы оздоровления детей
Формы и методы
Содержание
1. Обеспечение здорового
- Щадящий режим (адаптационный период) - гибкий режим;
ритма жизни
- создание комфортной обстановки.
2. Физические упражнения
- утренняя ритмическая гимнастика;
- ООД по физической культуре;
- подвижные игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная,
кинезиологическая, улучшение осанки, зрения, профилактика
плоскостопия);
- спортивные игры;
- эстафеты;
- физкультминутки;
- оздоровительный бег;
- прогулки;
- гимнастика пробуждения.
3. Гигиенические и водные
- мытье рук и лица;
процедуры
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды;
4. Свето-воздушные ванны
- проветривание помещений;
- прогулки на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
- контрастные воздушные ванны.
6. Активный отдых
7. Диетотерапия
8. Свето-и цветотерапия
10. Муз. терапия
11. Пропаганда ЗОЖ
- физкультурно-спортивные и музыкально
- спортивные праздники; - дни здоровья;
- физкультурные досуги и развлечения.
- рациональное питание
- обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение воспитательнообразовательного процесса.
- музыкальное сопровождение воспитательно-образовательного
процесса;
- музотеатральная деятельность;
- пение.
- занятия из цикла «Познай себя»
Одной из форм работы по привитию ЗОЖ являются занятия по валеологии. Они
проводятся, начиная со средней группы. Цикл занятий включает в себя: для среднего возраста 14
занятий в год (1-2 раза в месяц).
Для старшего возраста 18 занятий в год (2 раза в месяц). В подготовительной группе 18
занятий в год (2 раза в месяц).
Продолжительность каждого занятия в средней группе составляет 15-20 минут, в старшей
группе 20-25 минут, в подготовительной группе 25-30 минут.
Учебно-тематическое планирование НОД по валеологии в средней группе
№
Тема
п\п
1 Путешествие в науку – валеологию.
Знакомство с водой, как способом привития КГН.
2 Что такое болезнь?
3 Прочь болезни и простуда?
4 Знакомство с органами слуха и зрения.
5 Для чего нам нужен рот?
6 Спокойной ночи
7 Безопасность при общении с животными
Всего
НОД
2
2
2
2
2
2
4
Срок
Тема
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план (средняя группа)
Цели
Содержание
Сентябрь
«На зарядку
становись»
«Как
ухаживать за
зубами»
Октябрь
«Времена
года»
Ноябрь
«По правилам
дорожного
движения»
Декабрь
«Опасные
предметы
дома»
Январь
«Полезные
свойства
комнатных
растений»
Закрепить знания детей
о пользе утренней
гимнастики.
Формировать
потребность в ЗОЖ.
1. Рассказ воспитателя
2. Чтение рассказа
«Зарядка и простуда»
3. Разгадывание загадок
4. Беседа о здоровье
полости рта
Расширять знания детей 1. Рассказ воспитателя
о живой и неживой
2. Рассматривание
природе.
картинок
Совершенствовать
3. Музыкальное
навыки разговорной
прослушивание
речи.
4. Беседа с детьми
Закреплять
представления о
характерных признаках
времён года.
Воспитывать
творческих,
эмоциональных и
нравственных детей.
Закрепить знания детей 1. Рассказ воспитателя
о светофоре. Учить
2. Беседа с детьми
правильно переходить
3. Заучивание
улицу. Познакомить с
стихотворения
правилами поведения на «Светофор»
островке безопасности.
Расширить
1. Рассказ воспитателя
представление о
2. Беседа с детьми
предметах, которые
3. Рассматривание
могут служить
иллюстраций
источником опасности в 4. Разгадывание загадок
доме. Помочь детям
5. Составление рассказа
сделать выводы о
на тему «Ваня остался
последствиях неосторож дома один»
ного обращения с
такими предметами.
Научить правилам
поведения при
возникновении опасной
ситуации.
Познакомить детей с
1. Рассказ воспитателя
полезными свойствами 2. Знакомство с
комнатных растений.
комнатными растениями
Научить детей различать 3. Чтение рассказа
комнатные растения.
Б.С.Житкова «Цветок»
Прививать любовь и
4. Беседа с детьми
бережное отношение к
природе. Развивать
навыки коллективной
работы.
Практическая
деятельность
Лепка фигуры человека
в движении
Рисование «На зарядку
становись»
Конструирование, счет,
дидактические игры.
Материал: наборы
геометрических фигур,
альбомный лист и
карандаш.
Изготовление
открытки –
«Светофор».
Материал:
гофрокартон
Решение ребусов.
На предлагаемых
рисунках «Найти
опасный предмет».
Поставить знак –
нельзя самому
пользоваться
Пересадка комнатного
растения
(коллективное)
Проект «Огород на
подоконнике»
Февраль
Пожарная
безопасность
«Не играй с
огнем»
Март
«Добро и зло в
нашей жизни»
Апрель
«Поможем
Буратино
запомнить
правила
безопасности»
Май
«Свежий
воздух и вода»
Продолжить знакомство
с правилами пожарной
безопасности в быту.
Отрабатывать
правильность действий
при возникновении
пожара. Воспитывать
бережное отношение к
своему здоровью.
Воспитывать уважение к
старшим. Закреплять
умение определять
добрые и злые поступки.
Развивать умение
сопереживать другим
людям. Убедить в
необходимости добра и
недопустимости зла.
Учить анализировать
поступки, ситуации,
определять их причину.
Учить детей беречь
свою жизнь и здоровье,
избегая опасных
ситуаций дома и на
природе. Обучать
правилам поведения в
экстремальных
ситуациях.
Закрепить знания детей
о закаливании. Учить
увеличивать защитные
свойства организма.
1. Рассказ воспитателя
2. Беседа с детьми
3. Рассматривание
иллюстраций
4. Чтение рассказа
«Бумажный самолетик»
5. Разгадыване загадок
Изготовление медали –
напоминания (номер
01)
1. Рассказ воспитателя
2. Беседа с детьми
3. Рассматривание
картинок
4. Чтение сказки «Сказка
о добре и зле»
5. Работа с карточками по
сюжетным картинкам
Изготовление коллажа
«Добрые дела»
(вырезать картинки
добрых дел и
изготовить на заранее
заготовленной рамке
коллаж)
1. Рассказ воспитателя
2. Беседа с детьми
3. Рассматривание
иллюстраций
4. Разгадывание загадок
Игра-путешествие «По
лесной тропинке»
1. Рассказ воспитателя
2. Беседа с детьми
3. Рассматривание
иллюстраций
4. Разгадывние загадок
Изготовление картины
«Солнечный денек»
(барельеф)
Занятие «Путешествие
в страну здоровья»
Календарно-тематический план (старшая группа)
Срок
Тема
«На зарядку
становись»
Сентябрь «Как
ухаживать за
телом»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Содержание
1.Рассказ воспитателя
2.Чтение рассказа
«Зарядка и простуда»
3.Разгадывание загадок
4. Беседа о здоровье
нашего тела1
«Путешествие Закрепить знания детей 1.Рассказ воспитателя
в страну
о том, что нужно знать и 2.Рассматривание
здоровья»
делать, чтобы не
картинок
заболеть. Рассказать, как 3.Чтение сказки «Как
микробы попадают в
люди стали аккуратными»
организм человека.
4.Беседа с детьми
«По правилам
дорожного
движения»
«Опасные
предметы
дома»
«Здоровая
пища»
Январь
Февраль
Цели
Пожарная
безопасность
«Не играй с
огнем»
Закрепить знания детей
о пользе утренней
гимнастики.
Формировать
потребность в ЗОЖ.
Закрепить знания детей
о светофоре. Учить
правильно переходить
улицу. Познакомить с
правилами поведения на
островке безопасности.
Расширить
представление о
предметах, которые
могут служить
источником опасности в
доме. Помочь детям
сделать выводы о
последствиях
неосторожного
обращения с такими
предметами. Научить
правилам поведения при
возникновении опасной
ситуации.
Познакомить детей с
полезными свойствами
продуктов. Научить
детей различать вредные
и полезные продукты
питания.
Дать информацию о
пользе витаминов.
Развивать навыки
коллективной работы.
Продолжить знакомство
с правилами пожарной
безопасности в быту.
Отрабатывать
правильность действий
при возникновении
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Заучивание
стихотворения
«Светофор»
Практическая
деятельность
Лепка фигуры человека
в движении
Рисование «На зарядку
становись»
Изготовление
открытки – предметы
гигиены (зуб.щетка,
мыло, полотенце,
мочалка)
Материал:
Лист картона, клей,
манная крупа
Изготовление
открытки –
«светофор».
Материал:
гофрокартон
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание
иллюстраций
4.Разгадывание загадок
5.Составление рассказа на
тему «Ваня остался дома
один»
Решение ребусов.
На предлагаемых
рисунках «Найти
опасный предмет».
Поставить знак –
нельзя самому
пользоваться
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа, вопросы.
3. Чтение рассказа
Б.С.Житкова «Цветок»
4.Беседа с детьми
Дидактические игры,
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание
иллюстраций
4.Чтение рассказа
«Бумажный самолетик»
Изготовление медали –
напоминания (номер
01)
Март
Апрель
Май
пожара. Воспитывать
бережное отношение к
своему здоровью.
«Добро и зло в Воспитывать уважение к
нашей жизни» старшим. Закреплять
умение определять
добрые и злые поступки.
Развивать умение
сопереживать другим
людям. Убедить в
необходимости добра и
недопустимости зла.
Учить анализировать
поступки, ситуации,
определять их причину.
«Поможем
Учить детей беречь
Буратино
свою жизнь и здоровье,
запомнить
избегая опасных
правила
ситуаций дома и на
безопасности» природе. Обучать
правилам поведения в
экстремальных
ситуациях.
«Спорт – это
Способствовать
здоровье»
формированию основ
здорового образа жизни,
потребности заниматься
физической культурой и
спортом.
Закрепить знания о
различных видах спорта.
5.Разгадыване загадок
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание
картинок
4.Чтение сказки «Сказка о
добре и зле»
5.Работа с карточками по
сюжетным картинкам
Изготовление коллажа
«Добрые дела»
(вырезать картинки
добрых дел и
изготовить на заранее
заготовленной рамке
коллаж)
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание
иллюстраций
4.Разгадывание загадок
Игра-путешествие «По
лесной тропинке»
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Спортивные игры
(эстафета).
Спортивное
развлечение на улице.
Календарно-тематический план (подготовительная группа)
Срок
Тема
Цели
Сентябрь
«На зарядку
становись»
«Красота тела
и души»
Октябрь
«Страна
волшебная здоровье»
Закрепить знания детей
о пользе утренней
гимнастики.
Научить детей
эстетическому
восприятию
человеческого тела.
Показать значимость
здорового образа жизни
каждого из нас.
Раскрыть важность
одного из аспектов
здоровья - духовной
красоты.
Закрепить знания детей
о том, что нужно знать и
делать, чтобы не
заболеть. Рассказать, как
микробы попадают в
организм человека.
Ноябрь
«По правилам
дорожного
движения»
Декабрь
«Мой дом мой друг»
Январь
«Распорядок
дня»
Февраль
Пожарная
безопасность
«Не играй с
Содержание
1.Рассказ воспитателя
2.Чтение рассказа,
пословиц.
3.Разгадывание загадок.
4. Рассматривание
иллюстраций.
4. Рисование.
1.Рассказ воспитателя
2.Рассматривание
картинок
3.Чтение художественной
литературы, просмотр
видеофильма.
4.Беседа с детьми
Закрепить знания детей 1.Рассказ воспитателя
о светофоре. Учить
2.Беседа с детьми
правильно переходить
3.Заучивание
улицу. Познакомить с
стихотворения
правилами поведения на «Светофор»
островке безопасности.
Расширить
1.Рассказ воспитателя
представление о
2.Беседа с детьми
предметах, которые
3.Рассматривание
могут служить
иллюстраций
источником опасности в 4.Разгадывание загадок
доме. Помочь детям
5.Составление рассказа на
сделать выводы о
тему «Один дома»
последствиях неосторож
ного обращения с
такими предметами.
Научить правилам
поведения при
возникновении опасной
ситуации.
Познакомить детей с
1.Рассказ воспитателя
распорядком дня.
2. Вопросы к детям.
Привить навыки к
3. Составление рассказа
различным видам
«Мой режим дня».
деятельности в течение
дня.
Продолжить знакомство 1.Рассказ воспитателя
с правилами пожарной 2.Беседа с детьми
безопасности в быту.
3.Рассматривание
Практическая
деятельность
Беседа о пользе
зарядки.
Рисование «Хорошие
поступки»
Дидактические игры
Аппликация «На
дороге».
Материал: цветная
бумага, клей.
На предлагаемых
рисунках «Найти
опасный предмет».
Поставить знак –
нельзя самому
пользоваться
Игры, беседа,
рисование «Чем можно
заняться в течение
дня»
Аппликация «Нет
пожарам!»
огнем»
Март
Апрель
Май
Отрабатывать
правильность действий
при возникновении
пожара. Воспитывать
бережное отношение к
своему здоровью.
«Добро и зло в Воспитывать уважение к
нашей жизни» старшим. Закреплять
умение определять
добрые и злые поступки.
Развивать умение
сопереживать другим
людям. Убедить в
необходимости добра и
недопустимости зла.
Учить анализировать
поступки, ситуации,
определять их причину.
«Поможем
Учить детей беречь
Буратино
свою жизнь и здоровье,
запомнить
избегая опасных
правила
ситуаций дома и на
безопасности» природе. Обучать
правилам поведения в
экстремальных
ситуациях.
«Осанка Учить следить за своим
красивая
здоровьем.
спина»
Побуждать к
выполнению физических
упражнений, радоваться
достигнутому
результату.
иллюстраций
4.Чтение рассказа
«Бумажный самолетик»
5.Разгадыване загадок
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание
картинок
4.Чтение сказки «Сказка о
добре и зле»
5.Работа с карточками по
сюжетным картинкам
Изготовление коллажа
«Добрые дела»
(вырезать картинки
добрых дел и
изготовить на заранее
заготовленной рамке
коллаж)
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание
иллюстраций
4.Разгадывание загадок
Игровые упражнения.
1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание
иллюстраций
4.Разгадывние загадок.
5. Физкультминутки.
Игровые упражнения,
дидактические игры.
Диагностика сформированности валеологических знаний у детей
Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе
жизни и валеологической культуре являются:
наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным
медицинским знаниям;
отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни,
заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде
выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.
соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. С учетом
этого сформированность валеологической культуры старших дошкольников может
характеризоваться следующими уровнями и их показателями:
Уровни и их показатели:
Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет
важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;
Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в
жизни каждого человека, о нравственных поступках;
Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ
жизни, фантазирует, придумывает;
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового
ребёнка является работа с родителями (законными представителями). Если мы хотим вырастить
нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»,
семья, детский сад, общественность. Для себя я определила следующие задачи работы с
родителями:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения психолого-педагогических проблем
развития ребёнка.
Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические
тренинги, консультации, семинары.
Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в
семье.
Формы работы с родителями
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Формы работы
Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
Дни открытых дверей.
Совместные занятия для детей и родителей.
Круглые столы с привлечением специалистов детского сада
Консультации, размещенные на сайте детского сада, папки – передвижки.
Организация совместных дел. Анкетирование.
Методы, используемые педагогами в работе
Тема
Форма работы
№
п\п
1.
Причины частых и длительно текущих острых
респираторных заболеваний
2
Профилактика ОРЗ в домашних условиях
Анкетирование. Консультация
Педагогические беседы с родителями
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
О питании дошкольников
Физические упражнения в дошкольном учреждении
и дома.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у
дошкольников.
Вредные привычки у взрослых (употребление
алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние
на здоровье детей.
Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья
ребёнка
Профилактика ОРЗ в домашних условиях
Педагогические беседы
День открытых дверей. Круглый стол
Спортивный праздник «Мама папа я
– спортивная семья»
Педагогические беседы с
родителями.
Консультация
Консультация
семинар – практикум со
специалистом (врачом-педиатором)
Перспектива:
Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», праздников,
субботников.
Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров-практикумов
«Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической
пропаганды здорового образа жизни.
Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы,
выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
Литература:
1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/
Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю.
Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина Архангельск, 2000.- 108с.
4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:
программаэколого-биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко,
Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д.
Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой,
7.В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.
8. Ю. Змановский «Здоровье дошкольников».
9. М. А. Минкевич «Физические упражнения для детей раннего возраста».
10. М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду».
11. Е. Н. Борисова «Система организации физкультурно- оздоровительной работы с
дошкольниками».
12. Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет»
13. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-4 лет.
14. В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».
15. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое
руководство для работников ДОУ /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко
– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001Дик Н.Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников.М.,2007.
16. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности
детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада/ К.Ю. Белая.
17. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей. - М., 2008.
Диагностический
инструментарий
Анализ результатов охраны и укрепления
физического и психического здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад № 49»
Состояние здоровья детей основной фактор благополучия и успешности воспитанников.
Характеристика состава воспитанников по здоровью
Охват детей диспансеризацией следующая:
КАРТА освоения программы
Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________
Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в
образовательной области «Здоровье»
№ п/п
Компоненты интегративного качества
Отметка
о развитии
(«+»/ «-» )
Методы
диагностики
Антропометрические показатели
вес ребенка
обхват головы ребенка
обхват груди ребенка
рост
Показатели посещаемости образовательного учреждения
уровень заболеваемости инфекционными
заболеваниями
Табель
посещаемости
уровень заболевания простудными заболеваниями
Табель
посещаемости
пропуски без уважительной причины
Табель
посещаемости
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
хорошо спит, активен во время бодрствования
наблюдение
имеет хороший аппетит, регулярный стул
наблюдение
Воспитание культурно-гигиенических навыков
умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать
наблюдение
умеет самостоятельно кушать и пользоваться
салфеткой
наблюдение
употребляет слова «спасибо», «пожалуйста»
наблюдение
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
имеет простейшие понятия о важности для здоровья
соблюдений правил личной гигиены, занятий
физическими упражнениями, прогулки (знает, что
нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять
на свежем воздухе и т.д.)
наблюдение
беседа
при небольшой помощи взрослых пользуется
индивидуальными предметами (носовым платком,
салфеткой, полотенцем, расчёской, туалетом)
наблюдение
«+»___; «»___
Итого
Уровень*
* Оценка уровня:
«высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
«средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
КАРТА освоения программы
Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________
Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в
образовательной области «Физическая культура»
Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном
процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и
воспитания.
Средняя группа
Физическое развитие, здоровье
№
Фамилия,
имя ребёнка
Ловит мяч с расстояния.
Метает мяч разными
способами правой и
левой руками, отбивает
об пол.
сентябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Итоговый
показатель по
группе (среднее
значение)
май
Строится в шеренгу, в
колонну
по
одному,
парами, в круг.
сентябрь
май
Ориентируется
в
пространстве, находит
правую и левую руки.
сентябрь
май
Соблюдает
элементарные
правила гигиены.
Обращается
за
помощью к взрослым в
проблемных
со
здоровьем ситуациях.
сентябрь
сентябрь
май
май
Соблюдает элементарные
правила приема пищи.
сентябрь
май
Итоговый показатель по
каждому ребенку (среднее
значение).
сентябрь
май
Труд, социализация, безопасность
№
Фамилия, имя
ребёнка
Труд
Умеет
Самостоятельно
Умеет ухаживать за
Взаимодействие
самостоятельно
готовит к занятиям
растениями,
«Ребенок и взрослые»
одеваться,
своё рабочее место,
оказывать
раздеваться,
убирает материалы
посильную
складывает и
по окончании работы. помощь на участке
убирает одежду,
Самостоятельно
приводит ее в
выполняет
порядок. Умеет
обязанности
культурно вести
дежурного по
себя за столом,
столовой
аккуратно и
самостоятельно
есть, пользоваться
ложкой,
благодарить
взрослых
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Итоговый показатель
по группе (среднее
значение)
Социализация
Взаимодействие
«Ребенок и
сверстники»
Отношение
ребёнка к самому себе
сентябрь
сентябрь
май
Итоговый показатель
по каждому ребенку
(среднее значение)
Безопасность
май
Соблюдает
элементарные
правила поведения в
детском саду, на
улице, в транспорте
сентябрь
май
Знает и соблюдает
элементарные
правила поведения в
природе (способы
безопасного
взаимодействия с
растениями и
животными,
бережного отношения
к окружающей
природе)
сентябрь
май
сентябрь
май
Старшая группа
Физическое развитие, здоровье
№п/п
Фамилия, имя
ребёнка
Умеет выполнять
построения
самостоятельно в
шеренгу вдоль
черты, с
равнением по
носкам, в колонну
по одному, в круг
большой и
маленький
с
1
2
3
4
5
6
7
Итоговый показатель по
группе (среднее
значение)
м
Умеет выполнять
ходьбу
самостоятельно смена
положения рук (вверх,
в стороны, на пояс),
на носках, на пятках, с
изменением
направления
с
м
Умеет бегать
самостоятельно и за
воспитателем: друг за
другом, с изменением
направления
с
м
Умеет выполнять прыжки,
подпрыгивание на месте с
поворотами, , с
продвижением вперед на
одной ноге, спрыгивание с
приподнятого края доски,
с наклонной доски, со
скамейки, перепрыгивание
через канат,
гимнастическую палку
с
м
Умеет ползать на
четвереньках с
подползанием под
натянутую
веревку , на
четвереньках по
гимнастической
скамейке, лазанье
по наклонной
лестнице, по
гимнастической
стенке, перелезать
через предметы
с
м
Умеет ползать на
четвереньках с
подползанием под
натянутую
веревку , на
четвереньках по
гимнастической
скамейке, лазанье
по наклонной
лестнице, по
гимнастической
стенке, перелезать
через предметы
с
м
Знает о
важных и
вредных
факторов
здоровья,
о значении
закаливания,
утренней
гимнастики и
т.д
с
м
Итоговый
показатель
по каждому
ребёнку
с
м
Труд, социализация, безопасность
№
Фамилия, имя
ребёнка
труд
Самостоят
ельно
одевается
и
раздеваетс
я, сушит
мокрые
вещи,
ухаживает
за обувью
с
1
2
3
4
5
6
7
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)
м
Выполняет
обязанност
и
дежурного
по
столовой,
правильно
сервирует
стол
с
м
безопасность
Поддерж
ивает
порядок в
группе и
на
участке
детского
сада.
с
м
Выполня
ет
поручени
я по
уходу за
растения
ми в
уголке
природы.
с
м
Самостояте
льно
готовит к
занятиям
своё
рабочее
место,
убирает
материалы
по
окончании
работы.
Самостояте
льно
выполняет
обязанност
и
дежурного
по
столовой.
с
м
Знает и
соблюдает
определенны
е правила
поведения в
природе
(способы
безопасного
взаимодейств
ия с
растениями и
животными,
бережного
отношения к
окружающей
природе).
с
м
социализация
Соблюда
ет
элемента
рные
правила
организо
ванного
поведени
яв
детском
саду, на
улице, в
транспор
те
с
м
Умеет
называть
свою
фамилию
и имя,
свой
возраст,
имя
родителей,
домашний
адрес.
с
м
Ребёнок и
взрослые
с
м
Ребёнок и
сверстники
с
м
Отношение
ребёнка к
самому себе
с
м
Итоговый
показатель по
каждому
ребёнку
с
м
Подготовительная группа
Физическое развитие, здоровье
№
п/п
Фамилия, имя
ребенка
Усвоил основные
культурногигиенические
навыки
с
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
15
17
18
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)
м
Имеет
сформированные
представления о
здоровом образе
жизни.
с
м
Умеет прыгать в
длину с места, с
разбега, в высоту с
разбега, через
скакалку.
с
м
Умеет делать
перестроения в
шеренгу с
равнением, в
колонну по одному
с равнением, в
колонну по два, по
три, в круг большой
и маленький,
соблюдает
интервалы в
передвижении.
с
м
Умеет метать
предметы в цель
правой и левой
рукой, попадать в
горизонтальную и
вертикальную цель
с расстояния 1,5-2
м., отбивать и
ловить мяч.
с
м
Выполняет
физические
упражнения из
разных исходных
положений четко,
ритмично в
заданном темпе,
по словесной
инструкции,
участвует в
спортивных
играх.
с
м
Следит за
правильной
осанкой.
с
Итоговый
показатель по
каждому ребёнку
(среднее значение)
м
с
м
Труд, социализация, безопасность
№
Фамилия, имя ребенка
Труд
Безопасность
Социализация
Умеет
Умеет культурно
Самостоятельно
Соблюдает Знает и соблюдает
самостоятельно
вести себя за
готовит к занятиям элементарны
определенные
одеваться,
столом, аккуратно своё рабочее место,
е правила
правила
раздеваться,
и самостоятельно убирает материалы организованн
поведения в
складывает и
есть, пользоваться
по окончании
ого
природе (способы
убирает одежду,
ложкой,
работы.
поведения в
безопасного
приводит ее в своевременно и без
Самостоятельно
детском саду, взаимодействия с
порядок.
напоминания
выполняет
на улице, в
растениями и
вытирает рот
обязанности
транспорте.
животными,
салфеткой,
дежурного по
бережного
благодарить
столовой.
отношения к
взрослых.
окружающей
природе).
с
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)
м
с
м
с
м
с
м
с
м
Умеет
называть свою
фамилию и
имя, свой
возраст, имя
родителей,
домашний
адрес.
с
м
Взаимодействие и Развитие общения
общение ребенка со сверстниками
с взрослыми
с
м
с
м
Формирование
отношения
самому к себе.
с
м
Итоговый показатель
по каждому ребёнку
(среднее значение)
с
м