01.11.2022
Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора.
Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы
Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:
Формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора.
Задачи:
- развивать речевое творчество;
- знакомить с книжной культурой, детской литературой;
- развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
- стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений.
«У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.
Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:
- Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
- Самостоятельное рассматривание книг.
- Организованные занятия.
- Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
- Сотрудничество с родителями по данной проблеме.
Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста).
Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми.
Ежедневное чтение предполагает отбор произведений.
Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.
1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.
2 – неделя - чтение стихотворений;
3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;
4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).
После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.
В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.
В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей:
- Узнай, кто это?
- Покажи, где, кто или что?
В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками:
- Найди картинку к таким словам.
- Какие слова подходят к этой картинке?
В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур:
- Почему нравится тебе эта картинка?
В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению.
Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.
При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.
Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.
С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.
Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.
В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг. Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно.
Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь.
Выразительное чтение воспитателя - способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств.
Выразительно читать художественное произведение детям это соблюдение норм орфоэпии, которая является элементом культуры речи.
Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой.
Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца.
Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием.
Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.
Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи.
Где надо читать неторопливо, в других случаях быстро и задорно. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой.
С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.
Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».
Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли» литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д.Б.Пристли), который полезнее усваивать с детства.
Детская литература не только запечатлевает движения детской души, но и формирует их. Она пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления.
Свободное общения воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать им тот вид деятельности, который, в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками».
Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия. Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).
Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях. Организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.
Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
- Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
- Наличие портретного фонда детских писателей.
- Наличие грамматических словарей для воспитателей.
- Организация групповых книжных уголков.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг.
Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии.
Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления.
Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.
В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей.
В старших группах к починке книг привлекаются и дети.
В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре».
Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов.
Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов.
С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин, С.Я. Маршак, С.В. Михалков.
Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях.
В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит - дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.
В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.
Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя. Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги.
Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия.